вторник, 31 августа 2021 г.

Консультации для воспитателей

Развитие коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста при помощи театрализованных игр.

Театр — это средство эмоционально-эстетического воспитания детей в детском саду. Театрализованная деятельность позволяет формировать опыт социальных навыков поведения благодаря тому, что каждая сказка или литературное произведение для детей дошкольного возраста всегда имеют нравственную направленность (доброта, смелость, дружба и т.д.). Театрализованная деятельность помогает ребенку преодолеть робость, неуверенность в себе, застенчивость.

Поэтому театрализованная деятельность стала значительным помощником в развитие коммуникативных способностей дошкольников.

Занятия, включающие в себя театрально-игровую деятельность, способствуют развитию творческих и речевых способностей детей. Речевая деятельность как совокупность процессов говорения и понимания является основой коммуникативной деятельности и включает неречевые средства: жесты, мимику, пантомимические движения.

Можно использовать следующие виды театральной деятельности:

музыкально-игровые упражнения для развития мимики, жестов. Например:

«Изобрази животное». «Покажи эмоции: радость, злость, грусть и т.д.».

художественно-речевую деятельность (разнообразные игры по развитию речевого дыхания, голоса, речевого слуха). Например:

Загибаем пальчики О_О_О_О_О, разгибаем пальчики И_И_И_И_И. Так на любые гласные звуки. Игра «Эхо».

театрально-игровую деятельность (игры-драматизации, кукольный театр, сказкотерапия, творческие игры). Например:

Инсценировка сказок. Сюжетно-ролевые игры.

Театральная игра проводится на занятии по заранее подготовленному сценарию, в основу которого положено содержание рассказа, сказки, спектакля. Тематика и содержание занятий с элементами театральной игры имеют нравственную направленность. Любимые герои становятся образцами для подражания, что позволяет через театральные образы оказывать воспитательное влияние на детей.




Работа над любым произведением включает несколько этапов.

1 этап.

Предварительная работа с детьми включает знакомство с содержанием сказки или истории с помощью чтения, показа театра куклами Бибабо, пальчикового или перчаточного театра, разучивание стихов, движений, беседы, рассматривание иллюстраций.

2 этап.

Чтение или рассказывание текста в произвольном варианте, повторная беседа по сюжету, характеру персонажей, формулирование собственного отношения к произведению и действующим лицам.

3 этап.

Разыгрывание содержания по ролям с акцентом на использование образно-двигательных средств (движения головы, туловища, походка, “говорящие” движения руками) при ведущей роли взрослого. В зависимости от возможностей детей взрослый определяет степень своего речевого участия. На первых порах оно может быть довольно интенсивным.

Развитию коммуникативных навыков детей способствует также их самостоятельное рассказывание историй или придумывание сказок с использованием кукол так называемая - режиссерская игра.

В настоящее время, педагоги обратились к личностно-ориентированной модели воспитания, и к детской режиссерской игре.

Режиссерская игра дошкольника, имеет сходство с деятельностью режиссера фильма или спектакля. Ребенок сам создает сюжет игры, ее сценарий. Взяв какую-либо тему, малыш развивает ее в зависимости от того, как понимает отображаемое событие, что считает наиболее значимым для себя.

Режиссерская игра – это творческий вид игры, в которой дошкольник идет от своего замысла, подчиняя ему и предметы, и действия с ними, и саму предметную ситуацию. Если это игра с товарищами, то звучит так: -«А давай как будто ты…и как будто я…». Если ребенок играет один, то это выглядит со стороны как бормотание «себе под нос».

Режиссерская игра имеет важное значение для всего психического развития ребенка дошкольного возраста. Игровые переживания оставляют глубокий след в сознании ребенка. Многократное повторение действий взрослых, подражание их моральным качествам влияют на образование таких же качеств у ребенка.

Как вы все знаете речевая активность ребенка естественным образом проявляется только в режиссерской игре. Качество театрализованной игры зависит от заучивания текста и репетиций. Но зато театрализованная игра – смотрибельна, а режисерская – нет.

Я давно нахожусь в творческом поиске методики, которая сможет объединить режиссерскую и театрализованную игру, взяв из них лучшие обучающие и развивающие приемы.

Такая методика позволит развивать умение общаться с людьми так, чтобы они вас слышали и понимали правильно.

Методика заучивания стихотворений.

При заучивании стихотворений с детьми воспитатель ставит перед собой сразу несколько задач: вызвать интерес к стихотворению и желание знать его, помочь понять содержание в целом и отдельных, трудных мест и слов, обеспечить запоминание, научить выразительно читать перед слушателями, воспитывать любовь к поэзии. Все эти задачи определяют построение занятий и выбор основных приемов для лучшего усвоения детьми текста.

При отборе стихотворений для заучивания учитывается их объем: 1-2 строфы для младших групп, несколько больше – для старших. Списки произведений, рекомендованных программой «От рождения до школы» обеспечивают разнообразный тематический выбор стихов. Кроме того, воспитатель может сам подбирать стихи учитывая интересы детей или актуальную тематику. В среднем дети заучивают в течении месяца 1-2 стихотворения (на занятиях). Некоторые произведения запоминаются детьми произвольно в процессе игр, прогулок и режимных моментов (потешки, пестушки, считалки).

Воспитателю нужно интересоваться также тем, какие стихи дети учат дома. Некоторые можно прослушать на занятиях, вечерах досуга, утренниках

Процесс заучивания довольно сложен. Детям и воспитателям приходится много раз возвращаться к одному и тому же тексту, достигая точного его воспроизведения.

Структура занятий по заучиванию стихотворений имеет много общего со структурой занятия по пересказу, где дети учатся выразительно передавать прослушанный текст. Вначале желательно подготовить детей к восприятию стихотворения: провести кратковременную вводную беседу. Воспитатель обращается к образной, эмоциональной памяти детей, помогает припомнить созвучный образ (картины веселого праздника, золотую осень). Можно показать игрушку, картинку, предмет, близкие теме стихотворения. Затем педагог выразительно читает стихотворение и повторяет его. В старших группах перед повтором детей предупреждают, что стих нужно будет заучить (такая установка повышает качество запоминания), и проводят небольшую разъяснительную беседу о самом стихотворении и о форме его чтения.

За беседой вновь следует чтение воспитателя. Это способствует целостному восприятию произведения, особенностей исполнения. Затем стих читают дети.

Стихотворение заучивается целиком (не по строкам или строфам), что обеспечивает осмысленность чтения и правильную тренировку памяти. Дети повторяют стихотворение индивидуально, а не хором; только так сохраняется самостоятельность ребенка в подборе средств выразительности речи. Педагог должен знать детей с хорошим вниманием и памятью, именно им поручают повторение первыми. По ходу чтения воспитатель подсказывает текст, допускает договаривать строки с места, повторяет свои разъяснения по поводу характера чтения. Дает оценку того или иного чтения.

Если дети читают невыразительно, вновь дает образец чтения. Как в процессе разъяснительной беседы, так и процессе заучивания, необходимо уделять большое внимание выразительности  и непосредственности детского чтения.

Закончить занятие надо наиболее ярким исполнением.

Обычно заучивание не занимает всего занятия. Оставшееся время посвящают повторению ранее изученных стихов, чтению прозы, словестной игре или упражнению, но в той же тематике.

Психологи отмечают, что для заучивания достаточно 8-10 повторений, но желательно делать это не на одном и том же занятии, а на нескольких. Чтобы поддержать интерес детей к запоминаемому и, следовательно улучшить результаты, очень важно менять форму повторения ( читаем как лилипутики, как великаны, читают девочки, мальчики, громко, шепотом, угадай по голосу, по строчке каждый и т.д.). В дальнейшем его повторяют при подходящих обстоятельствах: игре, на утреннике, в быту. В результате стихотворение сохраняется в памяти ребенка надолго, легко воспроизводится им, используется в устной речи.



Квест - игра развивающая познавательную активность детей.

Выступление на ММО для начинающих педагогов.

«Квест – игра, развивающая познавательную активность детей старшего дошкольного возраста».

Добрый день уважаемые коллеги. Сегодня я хочу познакомить вас с технологией проведения Квест-игры с детьми старшего дошкольного возраста. Как и любая непосредственная образовательная деятельность педагога с детьми, Квест-игра имеет свою цель и задачи.

Поскольку английское слово квест и означает- приключенческая игра, она наиболее ярко и сильно активизирует детей на познание и разгадку тайн. А активизация познавательных процессов у дошкольников наша с вами основная цельЗадачи же могут быть поставлены разные, в зависимости от темы квеста. Как задачи занятия определяют его тему.

 Основной принцип проведение Квеста, это движение группы детей в пространстве группы, помещений сада или его территории.

В начале перед детьми ставится определенная цель или проблема. Например: пропажа какого-нибудь очень нужного предмета, или необходимость помочь кому-то в беде. Небольшой организационный настрой воспитателя. Затем «совершенно неожиданно» обнаруживается первая подсказка, которая дает старт для путешествия. Далее по всему пути движения находятся  задания-подсказки указывающие дальнейший путь. Варианты таких заданий можно найти множество у нашего помощника Интернет Ивановича.

Например: Загадки, ребусы, разрезные картинки, предмет в тайнике или в ящике-мешке, схема движения или схема местонахождения предмета, фотография, опыт или письмо с требованием выполнить определенное задание и получить за это следующую подсказку.

Таким образом ватага активированных детей в радостной движухе мчится, из точки А в точки Б, В, Г, Д и т.д. Ваша задача от них не отстать. Останавливаясь в местах обнаружения подсказок дети самым неожиданным образом выдают такой мозговой штурм, что только успеваешь на ходу соображать, как бы поделикатней направить их в нужное русло.

Сами понимаете, что идеальной дисциплины на такого рода занятии быть не может. Но дети на столько увлечены достижением конечной цели, что прекрасно самоорганизуются: совещаются, высказывают свои версии, слушают друг друга и спорят. Как правило, если подсказка составлена педагогом правильно и логично, дети сами находят ответ. Но как вы знаете, что для взрослых - очевидно, то для детей – невероятно, и соответственно наоборот. Поэтому воспитатель должен внимательно прислушиваться к ходу детского обсуждения, и в случае, когда решение не правильное, очень тактично внести наводящую поправку.

Количество детей лучше не более 15 человек, время – не более 40 минут, с типами заданий – познакомьте заранее на занятиях. Как вы раскладываете подсказки не должен видеть ни один ребенок вашей группы. Они появляются по волшебству или их вручает посторонний человек.

В конце обязательна рефлексия. То есть достигнутая цель педагогом четко проговаривается. Морально-нравственная оценка и похвала детей обязательны. Угощение и призы по желанию воспитателя.

Желаю удачи до новых встреч.



Синдром эмоционального выгорания у педагогов

Знакомо ли вам состояние, когда неожиданно чувствуешь себя очень уставшим, появляется крайне странное ощущение, будто внутри что-то сломалось: все безразлично, все нипочем? Работа, которая так нравилась, которой отдавался без остатка, без которой не представлял своей жизни, теперь не радует, а раздражает, общение с детьми вызывает негативные эмоции. В голове живет только одна мысль: поскорее закончился бы рабочий день! Дома тоже ничего не хочется, даже общаться с близкими ...

Многие, наверное, находились в подобном состоянии. Психологи назвали его синдром эмоционального выгорания.

Под синдромом эмоционального выгорания понимают эмоциональное истощение и опустошение, причиненное собственной работой. Он разворачивается на фоне хронического стресса, приводя к истощению эмоционально-энергетических и личностных ресурсов человека. Синдром эмоционального выгорания - это опасное профессиональное заболевание тех, кто работает с людьми: педагогов, врачей, психологов, социальных работников. Известный американский психолог Кристина Маслач, которая одна из первых начала исследовать эту проблему, утверждала, что эмоциональное выгорание - это плата за сочувствие.

Профессия педагога отличается рядом специфических особенностей, главной из которых является безусловное общение с детьми, а также волевой стимул, который постоянно побуждает к практической педагогической деятельности. Образовательная деятельность не имеет фиксированного объема и общепринятых критериев оценки результативности, но требует творчества, активного функционирования сознания, постоянной работы над собой, совершенствования и пополнения знаний, что часто приводит к эмоциональному перенапряжению.

Поэтому главными причинами возникновения синдрома эмоционального выгорания педагогов являются:

- Стресс, вызванный большим количеством требований;

- Неспокойная обстановка на работе, требующей устойчивого внимания и напряжения;

- Не всегда разумная организация рабочего времени и труда;

- Невнимание к своему физическому здоровью.

Учитывая, что психологическое переутомление педагога приводит к снижению качества образовательного процесса, ухудшению психологического климата в группе, а, следовательно, и эмоционального состояния детей, очень важно заранее предупредить возникновение синдрома эмоционального выгорания. Поэтому психолог в детском саду регулярно проводит работу, направленную на профилактику синдрома эмоционального выгорания. Это позволяет педагогам совершенствовать коммуникативные умения, научиться дискутировать, доказывать правильность своей точки зрения и принимать без обид и взаимных претензий точку зрения оппонента. А еще - педагоги учатся определять свое эмоциональное состояние, овладевают техниками релаксации и техниками, которые позволяют быстро взять себя в руки в стрессовой ситуации. 

Некоторые практические психологи, однако, признаются в том, что с педагогическим коллективом работать сложно, ведь педагоги не всегда охотно идут на контакт, с осторожностью соглашаются на участие в работе тренингов на семинарах-практикумах.

Средства развития мелкой моторики рук у детей с нарушением речи. Рекомендации для воспитателей

У большинства детей дошкольного и младшего школьного возраста с нарушением речи специальными исследованиями выявлен недостаточный уровень сформированности не только крупной моторики, но и тонких движений кистей и пальцев рук. Отставание в развитии тонкой моторики рук у дошкольников препятствует овладению ими навыками самообслуживания, затрудняет манипуляции различными мелкими предметами, сдерживает развитие некоторых видов игровой деятельности. Всё это обусловливает необходимость специальной целенаправленной работы по коррекции и развитию тонких координационных движений рук и ручной ловкости в целом для данной категории детей.
Формирование двигательных функций происходит в процессе взаимодействия ребёнка с окружающим предметным миром, через научение в процессе его общения с взрослыми. Кроме того, двигательная активность ребёнка, способствующая развитию тонких движений кистей и пальцев рук ( ручной ловкости), оказывает стимулирующее влияние на речевую функцию ребёнка, на развитие у него сенсорной моторной сторон речи.
Словесное сопровождение со стороны взрослого предметных действий ребёнка с называнием предметов, их свойств, назначения и обозначением в пространстве, последовательности в характере выполняемых действий способствует освоению родного языка и развитию собственной речи ребёнка.
Кроме того, действия с предметами в отличие от обычных гимнастических упражнений осознаются и принимаются детьми благодаря их наглядности и практической направленности как необходимые им. У детей повышается мотивация к таким занятиям, проявляется осмысленность при выполнении заданий.
Для развития тонкой моторики рук можно использовать различный спортивный инвентарь и некоторые мелкие предметы : скакалки, мячи, гимнастические палки, кольца, палочки, флажки, утяжелённые мешочки.
Знакомство детей с новыми упражнениями осуществляется на физкультурных занятиях. Дальнейшее формирование тонких движений рук, совершенствование двигательных навыков осуществляется во время гимнастики, физминуток, прогулки.
Значительное место в работе с детьми по развитию тонкой моторики рук отводится упражнениям с малыми мячами: разными по размеру, материалу, расцветке, фактуре, структуре, функциональному назначению. Такое многообразие малых мячей, во-первых, позволяет учитывать индивидуальные, возрастные, физические особенности ребёнка; во-вторых, через мышечное чувство, зрительную и тактильную чувствительность в процессе действий ребёнок научается сравнивать предметы; в-третьих, дети знакомятся с названиями конкретных действий, различных признаков и свойств предметов, а позднее могут
самостоятельно дать развёрнутое описание разных мячей и выполняемых с ними манипуляций.
На начальном этапе вместо мяча можно использовать утяжелённый мешочек, заполненный сыпучим материалом (желательно не песком). Мешочек наполняется не слишком плотно, он не должен быть тугим. Мешочек удобнее, чем мяч, ловить одной рукой, при падении на пол он не укатывается, ребёнок лучше чувствует его в руке.
Можно выполнять такие упражнения. Упражнения в перекладывании предмета.

Основная стойка, мешочек в правой руке. На счёт 1-2 - руки в стороны -вдох; 3-4 - руки вниз перед собой (или за спину), мешочек переложить в левую руку - выдох. То же, мешочек в левой руке.
Основная стойка, мешочек в правой руке. На счёт 1 - руки в стороны; 2 -правую согнутую ногу поднять, спина прямая; переложить мешочек под коленом в левую руку; 3 - руки в стороны, ногу опустить; 4 - исходное положение. То же, но согнуть и поднять левую ногу.
Положение сидя, ноги врозь, мешочек в правой руке у бедра. На счёт 1 -руки в стороны - вдох; 2-3 - наклон к левой ноге, переложить мешочек в левую руку - выдох; 4 - и.п. То же, наклон к правой ноге.
Упражнения    в    подбрасывании    предмета,    перебрасывании    и    ловли (жонглирование одним предметом).

Стойка ноги врозь, мешочек в правой руке. На счёт 1-2 - подбросить мешочек перед собой, поймать его двумя руками; 3-4 - то же. То же, мешочек в левой руке.
Стойка ноги врозь, мешочек в правой руке. На счёт 1-4 - подбросить перед собой мешочек, сделать хлопок, поймать мешочек двумя руками. То же, мешочек в левой руке.
Стойка ноги врозь, мешочек в правой руке. На счёт 1-4 - подбрасывать мешочек и ловить правой рукой; то же левой рукой.
Упражнения в бросках и ловле предметов в парах.

Броски и ловля мешочков двумя руками, дети стоят на расстоянии 2-4 м друг от друга.
Перебрасывание мешочка друг другу одной рукой. То же другой рукой
Одновременный бросок мешочков друг другу двумя руками с последующей их ловлей.
Групповые упражнения в передаче, подбрасывании и ловле предмета. 1. Дети сидят по-турецки по кругу. Передача мешочков друг другу под .    музыкальное сопровождение. Музыка замолкает - передача прекращается с возобновлением музыки игра продолжается.

Дети стоят по кругу, водящий - в центре с мешочком в руках. Подбрасывая мешочек вверх, водящий называет имя одного из игроков, тот должен поймать мешочек. Поймавший становится водящим.
Навыки, сформированные в упражнениях с утяжелёнными мешочками, переносятся затем на аналогичные упражнения с другими предметами: матерчатыми, а затем резиновыми мячами, кольцами и т. д. . Матерчатый мяч (размером с теннисный)изготавливается из любой ветоши, плотно скатанной и шар, который затем обшивается тканью. Кольца изготавливаются диаметром 20-25 см, толщиной 0,5-1 см. Они могут быть деревянные или пластмассовые. Можно изготовить даже из фанеры или толстого картона, обмотав их каким-нибудь ленточным материалом.
Использование упражнений с различными мелкими предметами позволяет ребёнку с речевой патологией достигать заметных результатов в развитии двигательной сферы и стимулирует его речевую функцию.


Комментариев нет:

Отправить комментарий