вторник, 31 августа 2021 г.

Консультации для родителей

Как правильно читать детям

Консультация «Что и как читать ребёнку дома».

«Чтобы воспитать, тут нужны беспрерывный дневной и ночной труд, вечное чтение».

А.П. Чехов

При выборе книг и последующем ознакомлении с ними ребёнка  обратите  внимание на следующее:

1.Книга для ребёнка дошкольного возраста должна быть иллюстрирована. Рисунки должны быть органически связаны с текстом, наглядно и выразительно отображать наиболее существенные моменты содержания художественного произведения. Желательно, чтобы иллюстрации сопровождали текст, но не преобладали над ним. Чем старше ребёнок, тем меньше может быть иллюстраций. При выборе книг предпочтение надо отдавать тем иллюстрированным изданиям, где изображение животных, людей, предметов реалистично.

  1. Выбирайте книги соответственно возрасту и интересам ребёнка. Детям младшего дошкольного возраста читайте потешки, короткие стихотворные сказки, сказки о животных. Детям старшего дошкольного возраста интересны истории о других детях, волшебные и бытовые сказки.
  2. Читайте старшим дошкольникам объёмные («толстые») книги. Чтение каждой части длинной книги («чтение с продолжением») должно сопровождаться припоминанием того, что прочитано накануне. Спросите ребёнка: «На чём мы вчера остановились?». Обязательно пользуйтесь закладкой.
  3. Старайтесь читать по определённой системе, например, познакомьте ребёнка с несколькими произведениями одного автора. Перед чтением книги, независимо от возраста ребёнка, обязательно назовите имя писателя или поэта, жанр и название произведения. Например, «Я прочту тебе русскую народную сказку «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка». Чередуйте чтение произведений разных жанров: рассказов, сказок и стихотворений.
  4. Перечитывайте знакомые книги помногу раз. Однократное чтение произведения, стремление прочитать как можно больше приносит больше вреда, чем пользы. Дети не запоминают, что им читают, в результате формируется плохая привычка к поверхностному отношению к книге.
  5. Не используйте литературных героев в качестве образца для исполнения правил поведения (надо мыть руки, как книжный герой). Воспитательная функция художественных произведений самодостаточна. Ребенок не должен воспринимать книгу как свод правил, в противном случае он начнёт её тихо ненавидеть, а порой и противостоять тому, о чём в ней говорится.
  6. Объясняйте до начала чтения значение тех слов, без понимания которых ребёнку будет неясен основной смысл текста, характер героев. Если произведение не будет воспринято, понято ребёнком, оно не достигнет своей главной цели: не будет содействовать формированию личности подрастающего человека.
  7. Читайте выразительно, стремясь донести до ребёнка эмоции, содержащиеся в художественном произведении. Если взрослый в процессе чтения не определит своё отношение к героям и изображаемым событиям, вряд ли это сможет сделать ребёнок.

Эссе «Моя педагогическая философия».

 Главная задача моей работы, психологический и физический комфорт каждого ребенка в группе. Считаю это первым и обязательным условием пребывания детей в детском саду. Только при наличии комфорта, ребенок сможет овладеть знаниями, умениями и навыками, которые дает дошкольное учреждение. Воспитатель обязан максимально смягчить стресс ребенка, оторванного от матери в раннем, дошкольном возрасте. Воспитатель должен своим вниманием и заботой постараться возместить то, чего он вынужденно лишился.

       Конечно, воспитатель, как педагог обязан осваивать инновационные технологии, заниматься своим образованием, повышать квалификацию и так далее. Но никакие инновации не сработают, если воспитатель лишен любви к детям. Если он не гладит ушибленное место, не утирает слезы, не играет с ними, не смеется вместе с детьми над рассказами Н. Носова.

       Важным достоинством воспитателя считаю чувство юмора. Как важно уметь превратить в шутку проблемные ситуации, которые постоянно возникают в коллективе детей. И, что греха таить, в отношениях баловников и воспитателя. Вместо, того, чтобы ругать медлительного ребенка, можно объявить конкурс на звание «Мистер или Мисс Душечка-копушечка» и скорость одевания возрастает в 2 раза.

      А сколько возможностей открывается, если воспитатель владеет актерским мастерством? Чтение художественной литературы разными голосами персонажей повышает внимание ребенка к тексту в 3 раза.

       И, конечно, опытным путем доказано, что похвала работает лучше порицания. Надо только выработать в себе привычку хвалить. И увидишь на сколько это продуктивно!

        Такие методы, окрашенные шуткой, творчеством и лаской работают лучше всего. Может можно их назвать инновационными?

        Как -то мне сказали: - «Воспитатели – это первые люди, которые в нас что-то вкладывают». Первые чужие люди, которые заложат в ребенка что? Страх, стыд, отчуждение, умение врать? Или доверие, доброту, отзывчивость к людям, уверенность в себе, чувство юмора, творческое чутье?

        Это зависит от меня. Страшно сознавать какая ответственность лежит на мне. Господи вразуми, Господи помоги.

         Моя профессия воспитатель, где главный профессиональный навык любовь к маленькому человеку.

       Детский сад - социальное учреждение. Но группа должна стать для ребенка второй семьей, где ему уютно и тепло.


Советы родителям отдающим своего ребенка в детский сад.

Памятка для родителей при поступлении ребенка в детский сад.

1. Прежде всего, убедитесь в своей уверенности в том, что вашей семье детский сад необходим именно сейчас. Ребенок отлично чувствует, когда родители сомневаются в целесообразности садовского воспитания. Легче и быстрее привыкают дети, у родителей которых нет альтернативы детскому саду.

2. В доме необходимо создать спокойную обстановку, с пониманием относиться к эмоциональному напряжению, активным движениям и т.д… Следует пораньше укладывать малыша на ночной сон после теплой ванны. Общение с ребенком в этот период должно быть особенно ласковым.

3. Родителям заранее надо рассказать ребенку, что такое детский сад, зачем дети туда ходят, почему родители хотят, чтобы малыш посещал детский сад. Целесообразно провести с ребенком беседы: «Детский сад – это такой красивый большой дом, куда мамы и папы приводят своих детей. Мы бы очень хотели, чтобы ты познакомился и подружился с другими детьми и взрослыми. В детском саду все приспособлено для детей. Там маленькие столики и стульчики, кроватки, маленькие раковинки для умывания, маленькие шкафчики, много красивых игрушек. В саду тебе будет очень интересно и весело…».

4. Проходя мимо детского сада, с радостью напоминайте ребенку о том, как ему повезло – скоро он сможет туда ходить. В присутствии малыша расскажите родственникам и знакомым о большой удаче – его приняли в детский садик.

5. Учите малыша знакомиться с другими детьми, обращаться к ним по имени; просить, а не отнимать игрушки. А так же проявлять внимание и сочувствие к сверстникам (делиться игрушками, уступать); отзываться на просьбу сверстника, помогать ему; называть по имени и отчеству воспитателей группы, знать свое имя, бережно относиться к вещам и игрушкам. В игре доброжелательно и с симпатией относиться к товарищам, играть вместе с другими детьми, совместно с другими детьми пользоваться игрушками.

6. Приучайте ребенка к режиму. Очень важно оздоровить ребенка. За 1-2 мес. пройти мед. осмотр, сдать необходимые анализы. Старайтесь, чтобы ребенок как можно больше времени проводил на свежем воздухе (не менее 4-х ч. зимой и весь световой день летом). Постоянно проводите массаж, гимнастику, закаливающие процедуры. Если у малыша плохой аппетит, не кормите его насильно. Постарайтесь приблизить домашний рацион к рациону детского сада. Исключите из питания ребенка протертую пищу.

7. Собираясь в детский сад, с воспитателем группы, куда поступил ребенок, необходимо познакомиться заранее. Сообщить ему, каким ласковым словом (именем) называют дома ребенка, рассказать о его привычках, особенностях поведения и других подробностях домашней жизни.

Необходимо и в выходные дни, когда ребенок дома, придерживаться режима дня, принятого в дет. саду. Резкие изменения режима даже на протяжении нескольких дней выбивают ребенка из привычного ритма и вызывают излишнюю нервозность.

8. Если у ребенка к моменту поступления в детский сад сохранилась привычки к укачиванию или сосание соски, отучать необходимо постепенно: сначала дома, потом в детском саду, договорившись с воспитателем.

Малыш может принести в группу любимые игрушки, книжки или др. пустячки, с которыми он не расстается. Это поможет ребенку легче и безболезненно привыкнуть к ДОУ.

9. Разработайте с ребенком несложную систему прощальных знаков внимания – ему будет проще отпустить вас.

10. Помните, что на привыкание ребенка в детском саду может потребоваться до полугода. Лучше, если на этот период у семьи будет возможность подстроиться к особенностям адаптации малыша.

11. Ребенок привыкнет тем быстрее, чем с большим количеством детей и взрослых он построит взаимоотношения. Помогите ребенку в этом. Познакомьтесь с другими родителями и их детьми. Называйте других детей в присутствии вашего ребенка по имени. Спрашивайте дома своего малыша о Лене, Толе и т.д. Поощряйте обращения вашего ребенка за помощью и поддержкой к другим людям в вашем присутствии.

12. В присутствии ребенка избегайте критических замечаний в адрес детского сада и его сотрудников. Никогда не пугайте ребенка детским садом.

13. В период адаптации эмоционально поддерживайте малыша. Теперь вы проводите с ним меньше времени – компенсируйте это качеством общения: чаще обнимайте ребенка, интересуйтесь его успехами и неудачами, отмечайте любые изменения его настроения.

14. Научите ребенка управляться с одеждой самостоятельно. Позаботьтесь о том, чтобы все вещи были максимально простыми и удобными, без лишних застежек или пуговиц, ботинки на липучках. Шапку и шарф лучше заменить на шапку-шлем – и шею не дует, и надевать проще. Вместо рубашек приготовьте водолазки, вместо кофт – свитера. Вообщем, главное, чтобы ребенок быстро собирался на прогулку и был аккуратным и опрятным.

Чтобы ребенку было легко убирать свои вещи, позаботьтесь о петельках на одежде, удобных для ребенка. Сделайте маркировку одежды. Целесообразно указать не только имя и фамилию, но и условный символ (цветок, бабочка и т.д.), познакомьте с ним малыша, чтобы он легко узнал свою одежду. Дома организуйте вешалку для верхней одежды ребенка так, чтобы она была доступна малышу, и чтобы он сам мог самостоятельно после прогулки вешать туда свою одежду. Не делайте этого за ребенка, но наблюдайте, направляйте его, помогайте ему, напоминайте, хвалите за то, что он сам, без напоминания, убирает свои вещи на место.

Перед сном поставьте рядом с кроваткой стульчик для одежды. Приучайте его снимать одежду самостоятельно и складывать ее на стульчике, а утром надевать чистую одежду, которую вы приготовили. Стремитесь к тому, чтобы ребенок знал название одежды и правильно указывал на нее. Когда ребенок одевается и раздевается, будьте рядом с ним, поощряйте, используя игровые приемы. При необходимости помогайте ребенку советами, выраженными в спокойном тоне. Не торопите ребенка, сохраняйте спокойствие: навык самообслуживания требует усилий, терпения и многократных повторений. Предоставьте ребенку возможность овладевать необходимыми навыками, в том числе и культурно-гигиеническими.

15. Обучайте ребенка здороваться и прощаться со взрослыми, сверстниками, употребляя слова, выражающие просьбу, благодарность (спасибо, пожалуйста); выполнять элементарные правила культурного поведения на улице и в помещении; не топтать зеленые насаждения, бросать мусор в предназначенных местах, аккуратно пользоваться туалетом, не выходить из-за стола не окончив еды, говорить «спасибо» и т.д. Необходимо помнить, что родители образец для поведения — что делают родители, то делают и дети!

Приготовьте «приданное для ребенка».

Чтобы ребенок комфортно чувствовал себя в первое время, он может брать с собой из дома в детский сад игрушку, которой покажет, где его кроватка, стол, какие игрушки в группе, познакомить с детьми.

Кроме того необходимо приготовить для детского сада следующее:

— Сменную обувь (тапочки или туфельки на каблучке с удобной застежкой);

— 2 носовых платка;

— расческу;

— два комплекта нижнего белья;

— сменную одежду на случай, если ребенок нечаянно испачкается;

— пакет для испачканной одежды;

— запасная одежда находится в мешке на вешалке в шкафчике ребенка.


Консультация для родителей «Безопасность детей летом»

Вот и наступило долгожданное лето! Дети все больше времени проводят на улице, на даче с родителями, выезжают на отдых в лес и на водоемы.

Лето характеризуется нарастанием двигательной активности и увеличением физических возможностей ребѐнка, которые, сочетаясь с повышенной любознательностью и стремлением к самостоятельности, нередко приводят к возникновению опасных ситуаций.

Предупреждение детского травматизма – одна из самых актуальных проблем нашего времени. За жизнь и здоровье детей отвечают взрослые, и в первую очередь именно родители должны создать безопасные условия жизнедеятельности детей в летний период, сформировать у них навыки безопасного поведения и умения предвидеть последствия опасных ситуаций.

Главное, что должны помнить родители – ни при каких обстоятельствах не оставлять ребенка без присмотра. Защитить себя и своих детей от многих проблем, которыми может столкнуться семья, можно при условии постоянной заботы о безопасности.

Многие меры по обеспечению безопасности детей, могут показаться элементарными, однако с ребенком дошкольного возраста необходимо разбирать и обсуждать на первый взгляд кажущиеся очень простыми правила поведения.

Необходимо выделить некоторые правила поведения, которые дети должны выполнять неукоснительно, так как от этого зависят их здоровье и безопасность.

Безопасность поведения на воде

Главное условие безопасности – купаться в сопровождении кого-то из взрослых. Необходимо объяснить ребенку, почему не следует купаться в незнакомом месте, особенно там, где нет других отдыхающих. Дно водоема может таить немало опасностей: затопленная коряга, острые осколки, холодные ключи и глубокие ямы.

Прежде чем заходить в воду, нужно понаблюдать, как она выглядит. Если цвет и запах воды не такие, как обычно, лучше воздержаться от купания.

Также дети должны твердо усвоить следующие правила:

- игры на воде опасны (нельзя, даже играючи, "топить" своих друзей или

"прятаться" под водой);

- категорически запрещается прыгать в воду в не предназначенных для

этого местах;

- нельзя нырять и плавать в местах, заросших водорослями;

- не следует далеко заплывать на надувных матрасах и кругах;

- не следует звать на помощь в шутку.

Безопасное поведение в лесу

Прогулка в лес – это очень хороший отдых, который укрепляет здоровье, знакомит ребенка с родной природой. Но есть некоторые правила, с которыми взрослые должны обязательно ознакомить ребенка, так как лес может таить в себе опасность.

Расскажите ребенку о ядовитых грибах и растениях, которые растут в лесу, на полях и лугах. Объясните, что надо быть осторожными и отучиться от вредной привычки пробовать все подряд (ягоды травинки). Для закрепления знаний полезно использовать настольные игры-классификации, соответствующий наглядный материал, а в летний сезон во время прогулки в лес показать ядовитые растения и грибы «в живую».

Необходимо развивать у детей потребность в общении с родителями, умение побороть застенчивость во время обращения к взрослым при появлении симптомов отравления.

Напоминайте ребенку, что ему ни в коем случае нельзя ходить по лесу одному, нужно держаться всегда рядом с родителями. Но что делать, если он чем-то увлекся и не заметил, как заблудился? Объясните ребенку, что не нужно поддаваться панике и бежать, куда глаза глядят. Как только потерял родителей, следует кричать громче, чтобы можно было найти друг друга по голосу, и оставаться на месте. Малыш должен твердо знать, что его обязательно будут искать.

Опасная высота

Следует помнить, что именно на взрослых природой возложена миссия защиты своего ребенка. Нужно прививать детям навыки поведения в ситуациях, чреватых получением травм. Особую опасность представляют открытые окна и балконы. Малыши не должны оставаться одни в комнате с открытым окном, балконом, выходить без взрослого на балкон, играть там в подвижные игры, прыгать. Есть определенная категория детей, которые боятся высоты, но есть дети, у которых инстинкт самосохранения как бы притуплен, и они способны на некоторые необдуманные поступки. Для ребенка постарше должно быть абсолютным законом, что выглядывая в окно или с балкона. Нельзя подставлять под ноги стул или иное приспособление.

Очень важно, чтобы ребенок осознавал возможные последствия своего поведения и в этом ему можете помочь вы, родители.

Безопасность при общении с животными

Детям нужно прививать не только любовь к животным, но и уважение к их способу жизни.

Необходимо объяснить детям, что можно делать и чего нельзя допускать при контактах с животными. Например, можно кормить бездомныхсобак и кошек, но нельзя их трогать и брать на руки. Нельзя подходить к незнакомым собакам, беспокоить их во время сна, еды,

ухода за щенками, отбирать то, во что играют собаки. Напоминайте детям, что и от кошек, и от собак передаются людям болезни – лишаи, чесотка, бешенство.

После того, как погладил животное, обязательно нужно вымыть руки с мылом.

Если укусила собака или кошка, сразу же нужно сказать об этом родителям, чтобы они немедленно отвели к врачу.

Также, детям необходимо дать знания о насекомых, и напоминать им о том, что даже полезные насекомые (пчелы, муравьи) могут причинить вред.

Уважаемые родители!

Мы надеемся, что данный материал поможет вам сформировать и закрепить у своих детей опыт безопасного поведения, который поможет им предвидеть опасности и по возможности избегать их.


Приобщение ребенка к русской народной культуре.

Уважаемые родители!

Сегодня я хочу представить вам опыт работы нашего учреждения по «Приобщению дошкольников к основам русской народной культуры».

По этой теме мной написана рабочая программа по всем возрастным группам.

Цель этой работы привить детям любовь к Родине, воспитать в них нравственное чувство и сформировать личность будущего гражданина и патриота своей страны. Наши задачей является: Формирование у ребенка интереса к истории и культуре своего народа.

 Это предпологает знакомство с народным бытом России, устным народным творчеством, декоративно прикладным искусством.

Знакомство со старинным укладом жизни на Руси происходит на занятиях по формированию целостной картины мира. Экспонаты русской избы изготовлены руками родителей разных групп и используются на этих занятиях.

Затем, как вы знаете, для детей организуются экскурсии в музеи, театры и на выставки, где ребята в режиме реального времени могут прикоснуться к истории и традициям своей страны.

На занятиях по развитию речи, дети открывают для себя мир устного народного творчества.

Сказки и потешки оживают с помощью театрализации. Поговорки и пословицы учат жизненной мудрости. Загадки развивают ум. Считалки, скороговорки, чистоговорки развивают речь ребенка.

Подвижные народные игры и заклички создают хорошее настроение на праздниках народного календаря. Вы бываете гостями на наших праздниках, и знаете что Масленицу мы с ребятами отмечаем широко и весело. Также праздники Пасху и Сретенье мы отмечаем тематическими детскими работами.

Темы декоративно прикладного искусства красной строкой проходят через все виды продуктивной деятельности детей. Филимоново,  Дымково, Жестово, Городец, Гжель и Хохлома. Эти яркие представители народных промыслов России развивают в ребенке любовь к труду и искусству. Художественное чутье, радость творческого поиска.

Закончить свое выступление хотелось бы стихами.

С чего начинается Родина?

С веселой народной игры.

Считалки, загадки и песенки

Из уст озорной детворы.

А может она начинается

С узоров резной Хохломы?

С корзинки клубков, что у бабушки

С тобою мы в детстве нашли.

И тонкую связь поколения

Не сможет никто разорвать

Всей русской культуры наследие

Мы детям хотим передать!


Давайте растить ребенка здоровым

Уважаемые родители! Здоровье - одна из главных ценностей нашей жизни. Хорошо, когда ребенок катается на велосипеде, плавает, бегает не уставая, играет с ребятами, а главное - не болеет. Мы радуемся, когда наши дети энергичные, сильные, бодрые. Плохое самочувствие, болезни являются причинами отставания в росте, неудач на занятиях, в играх, в спорте. Нормой жизни и поведения каждого человека должно стать  осознанное и ответственное отношение к своему здоровью как к великой ценности. Неоспоримо, что состояние здоровья, как и уровень жизни во многом определяется моделью поведения, сформировавшейся с детства. Необходимым условием является формирование культуры здоровья, как части общей культуры человека – осознание здоровья, как жизненно важной ценности, воспитание ответственного отношения к своему здоровью, здоровью окружающих людей и природной среды. Люди являются частью природы. Мы все отвечаем за то, чтобы природа сохранилась везде на нашей планете: в лесу – куда мы ходим отдыхать; в реке – где мы плаваем: в городе – где мы живем. Каждому из нас просто необходимо заботиться и о себе, своем здоровье, окружающих людях, чистоте воздуха и воды.

        Давайте вспомним пословицы и поговорки о здоровье, есть среди них известные, а есть такие, которые употребляются редко, но во всех заключена великая мудрость народа по отношению к своему здоровью:

В здоровом теле – здоровый дух.

Где здоровье, там и красота.

Дал бы бог здоровья, а счастье найдем.

Деньги потерял - ничего не потерял, время потерял - многое потерял, здоровье потерял - все потерял.

Здоровому все здорово.

Здоровьем слаб, так и духом не герой.

Здоровья за деньги не купишь.

Если хочешь быть здоров - закаляйся.

Здоров будешь - все добудешь.

Чистота - залог здоровья.

        К сожалению, здоровый образ жизни пока не занимает первого места в иерархии ценностей человека в нашем обществе, но если мы научим детей с самого раннего возраста ценить, беречь и укреплять свое здоровье, если мы будем личным примером демонстрировать здоровый образ жизни, то можно надеяться, что будущее поколение будет более здоровым и развитым не только физически, но и духовно. Работа по полноценному физическому развитию и укреплению здоровья детей, должна осуществляться в тесном взаимодействии семьи и дошкольного учреждения. Родители - первые педагоги своего ребенка. В условиях семьи формируется эмоционально-нравственный опыт, определяется уровень содержание эмоционального и социального развития ребенка Доказано, что состояние здоровья родителей — один из ведущих факторов, оказывающих непосредственное воздействие на здоровье ребенка. Это воздействие не только чисто биологическое (наследственное), но и проявляется опосредованно через систему условий, характеризующих образ жизни матери и отца, их установку на здоровье. Необходимость поиска заработка, перегрузки на работе, сокращение свободного времени у родителей приводят к ухудшению их физического и психического состояния, повышенной раздражительности, утомляемости, стрессам. Свои эмоции родители привычно выплескивают на детей. Ребенок попадает в ситуацию полной зависимости от настроения, эмоций и реакций родителей, что сказывается и на его психическом здоровье. Многочисленными исследованиями установлено отрицательное влияние на здоровье ребенка раннего искусственного вскармливания, нерационального режима дня, нерегулярного и недостаточного пребывания на свежем воздухе, малой физической активности и вредных привычек родителей. Наибольший эффект оздоровительных мероприятий отмечается в тех случаях, когда родители становятся сторонниками здорового образа жизни. Только активная позиция семьи и сотрудничество с дошкольным учреждением позволяют добиться результатов по поддержанию здоровья ребенка.

        Правила, помогающие быть здоровым:


  1. Соблюдайте режим дня! 
    2. Обращайте больше внимания на питание! 
    3. Больше двигайтесь! 
    4. Спите в прохладной комнате! 
    5. Не гасите в себе гнев, дайте вырваться ему наружу! 
    6. Постоянно занимайтесь интеллектуальной деятельностью! 
    7. Гоните прочь уныние и хандру! 
    8. Адекватно реагируйте на все проявления своего организма! 
    9. Старайтесь получать как можно больше положительных эмоций! 
    10. Желайте себе и окружающим только добра!

        Дома со своими детьми чаще используйте паузы покоя:

- посидим молча с закрытыми глазами;                                                                                                        

- посидим и полюбуемся на горящую свечу;                                                            - ляжем на спину и расслабимся, будто мы тряпичные куклы;                            - помечтаем под эту прекрасную музыку.

        

        Для укрепления зрения используйте зрительные паузы:

- закрыть и открыть глаза;

- посмотреть вдаль и на предмет рядом.

        Для снятия эмоционального напряжения полезны эмоциональные разминки:

- похохочем;

- покричим так, как будто кричит огромный, неведомый зверь.

        Для развития и укрепления мышечной системы необходимы физические минутки:

- потянуться как кошка;

- поваляться как неваляшка;

поползать как змея без помощи рук.

        Забота о здоровье – одна из важнейших задач каждого человека. Среди всех земных благ здоровье – ценный дар, данный человеку природой, заменить который нельзя ничем, однако люди не заботятся о здоровье так, как это необходимо. 
Но важно понимать, что забота о здоровье наших детей сегодня – это полноценный трудовой потенциал нашей страны в ближайшем будущем. Мы все хотим, чтобы наши дети хорошо учились, год от года становились сильнее, вырастали и входили в большую жизнь людьми не только знающими, но и здоровыми. Ведь здоровье – это бесценный дар.

И давайте пожелаем друг другу успехов в воспитании здорового поколения!

Алгоритм адаптации ребенка к условиям дошкольного учреждения



Скоро Вам вместе с малышом предстоит начать новую жизнь. Чтобы Ваш ребенок быстро и легко привык к новому образу жизни, чтобы чувствовал себя в группе уверенно и комфортно, мы просим Вас о сотрудничестве в период его адаптации к новым условиям

* Первое знакомство ребенка с детским садом можно провести на дне открытых дверей;

* Приведите ребенка несколько раз на утреннюю и вечернюю прогулку, так ребенку будет проще познакомиться с воспитателями и другими детьми. Малыш должен видеть, как мамы и папы приходят за детьми;

* Приводите ребенка в группу, когда остальные дети гуляют, дайте ему возможность освоить новую обстановку;

* Первую неделю приводите ребенка к 9 часам, чтобы он не видел слез и отрицательных эмоций других детей при расставании с мамой. Желательно, чтобы малыш был накормлен;

* Первую неделю советуем маме находиться в группе вместе с малышом, чтобы он чувствовал себя спокойнее. После утренней прогулки мама забирает ребенка домой;

* Вторую неделю пребывания в детском саду малыш остается, в группе в течение такого же времени, что и в первую неделю, но уже без мамы;

* Желательно, чтобы мама приходила к концу утренней прогулки, и ребенок обедал в ее присутствии;

* Третью и четвертую неделю предлагаем ребенку остаться на дневной сон и просим родителей забирать малыша вскоре после дневного сна.

Еще несколько рекомендаций:

  1. Постарайтесь создать в семье спокойную атмосферу.
  2. Установите четкие требования к рёбёнку и будьте последовательны в их предъявлении.

З. Формируйте у детей навыки самообслуживания и личной гигиены.

  1. 4. Домашний режим должен соответствовать режиму дошкольного учреждения.
  2. Поощряйте игры с другими детьми, расширяйте круг общения со взрослыми;
  3. Перед поступлением в детский сад проведите десятидневный курс витаминотерапии, используйте препараты, улучшающие клеточный обмен и положительно влияющие на снижение заболеваемости в период адаптации (аскорбиновая кислота, тиамин, рибофлавин, пиридоксальфосфат). В последующие полгода такой курс повторять через каждые 1,5 месяца.
  4. Давайте малышу настойку элеутерококка 1 раз утром ежедневно в течение первого месяца посещения детского сада.
  5. Если у Вас есть какие-либо вопросы по проблемам детского сада, не обсуждайте это при ребенке, но обязательно поделитесь с сотрудниками нашего учреждёния.


Чтобы ребенку в детском саду было комфортно и радостно, чтобы он приходил сюда с удовольствием:

  1. Постарайтесь создать в семье спокойную, дружескую атмосферу.
  2. Установите четкие требования к ребенку и будьте последовательны в их предъявлении.
  3. Будьте терпеливы.
  4. Формируйте у ребенка навыки самообслуживания и личной гигиены.
  5. Поощряйте игры с другими детьми, расширяйте круг общения со взрослыми.
  6. Когда ребенок с Вами разговаривает, слушайте его внимательно.
  7. Если Вы увидите, что ребенок что-то делает, начните «параллельный разговор» (комментируйте его действия).
  8. Говорите с ребенком короткими фразами, медленно; в разговоре называйте как можно больше предметов. Давайте ему простые и понятные объяснения.
  9. Спрашивайте у ребенка : «Что ты делаешь?»
  10. Каждый день читайте ребенку.

11.Заботьтесь о том, чтобы у него были новые впечатления, чтобы он задавал вопросы и всегда получал на них ответы.

  1. Занимайтесь с ребенком совместной творческой деятельностью: играйте, лепите, рисуйте
  2. Поощряйте любопытство вашего ребенка.
  3. Почаще хвалите вашего ребенка.

Памятка для родителей, отводящих ребенка в детский сад

Если вы привели ребенка после начала какого-либо режимного момента, пожалуйста, раз­деньте его и подождите вместе с ним в раздевалке до ближайшего перерыва.

Педагоги готовы беседовать с вами о вашем ребенке утром до 8.15 и вечером после 17.00. В другое время педагог обязан работать с группой детей, и отвлекать его нельзя.

К педагогам группы независимо от их возраста необходимо обращаться на вы, по имени и отчеству.

Спорные и конфликтные ситуации нужно разрешать в отсутствии детей. Если вы не смогли решить какой-либо вопрос с педагогами группы, обратитесь к методи­сту.

Помните, что в детском саду работает психологическая служба, куда вы можете обратить­ся за консультацией и индивидуальной помощью по всем интересующим вас вопросам относительно воспитания ребенка.

Просим вас проследить, чтобы в карманах ребенка не было острых, режущих и колющих предметов.

Просим не давать ребенку в детский сад жевательную резинку. Если вы считаете необходимым давать ребенку с собой какие-то лакомства, то, пожалуй­ста, ограничьтесь несколькими карамельками в фантиках.

В группе детям не разрешается бить и обижать друг друга; брать без разрешения личные вещи, в том числе принесенные из дома игрушки других детей; портить и ломать резуль­таты труда других детей. Детям не разрешается «давать сдачи», так же, как и нападать друг на друга

Это требование продиктовано соображениями безопасности каждого ребенка.


Просим вас в семье поддерживать эти требования!


Воспитание без наказания




Иногда смотришь, как родители обращаются со своими детьми и удивляешься: неужели они напрочь забыли, что такое детство и как им самим было больно, обидно, унизительно и страшно, когда родители их наказывали…

 Однажды одна десятилетняя девочка, у которой очень строгий папа (конечно для дочкиного же блага!), сказала, на мой взгляд, страшную фразу: «А мне папа не нужен». Особенно тяжело, если оба родителя занимают авторитарную позицию, или второй родитель «самоустраняется», не умея противостоять воспитательным методам другого.


Тогда ребенку приходится:


- подчиняться родителям из-за страха, но его чувства и воля при этом подавляются, а самооценка сильно занижается.


- быть осторожным и скрытным, что в дальнейшем может привести к закреплению таких черт, как изворотливость и нечестность.


- озлобляться, протестовать и мстить, продолжая «изводить родителей» и привлекать их внимание.


- защищаться, оправдывая своё поведение и продолжая гнуть свою линию, нарываясь на очередную взбучку и искупая её наказанием.
 

Распространено мнение, что наказание должно научить ребенка правильному поведению. Однако, большинство родителей, применяющие наказание, рано или поздно сталкиваются с тем, что наказания не действуют…

 Приведем пример. Четырехлетний Егор бьёт всех детей в группе. И воспитатель, и родители не раз его наказывали, но это не помогает. Мальчик как обижал детей, так и продолжает обижать.
Получается, что воспитатели и родители вместо того, чтобы понять причину поведения Егора и помочь ему справиться со своей агрессией, наоборот, показывают ему, что добиваться своего нужно силой.

 Или такой пример. Двухлетняя девочка Аня не любит чистить зубы. Мама всячески боролась с её нежеланием ухаживать за зубами: и ругала, и по попе шлёпала, и врачами запугивала – ничего не помогает. Аня продолжает упорствовать.

 Дело в том, что мама всеми способами пыталась сломить противостояние своей дочки, что автоматически вызывало протест. А можно было «пойти в обход», заинтересовав девочку этой процедурой. Как? Способов множество: «сказкотерапия», совместная покупка необычной зубной щетки и вкусной зубной пасты, приглашение к совместной деятельности: «Давай вместе чистить зубы. Я своей большой зубной щеткой, а ты своей маленькой» или обрисовка радужной перспективы: «Мы сейчас чистим зубы, а потом … (почитаем пять книжек (вместо трёх, например); нарисуем принцессу; посмотрим, что спряталось у тебя под подушкой, поиграем в зубного доктора» и т.д.).
 

Наказывая ребенка, мы демонстрируем ему, что ошибаться нельзя, что он плохой. К тому же мы снимаем с него всякую ответственность за его поступки. И вместо того, чтобы осознать своё плохое поведение, пожалеть о совершенном поступке и подумать, как загладить вину, ребенок начинает думать о том, как несправедливы, злы и ненавистны его родители.

Если же родители доверяют своему ребенку, относятся к нему, как к равноправному, самостоятельному человеку, пытаются понять его чувства и желания, то он идёт на сотрудничество с родителями и старается не подвести их.

Мы привыкли идти от негативного: нахулиганил – будь готов принять наказание, чтобы впредь «не повадно было». А что если предотвращать неправильное поведение. Как? Поговорим об альтернативе наказания.
 

Альтернативы наказанию
 

  1. Внимание и похвала

Самая главная альтернатива наказанию, как бы это противоречиво не звучало, – внимание и похвала. Большинство негативных поступков дети совершают, дабы привлечь внимание взрослых. Нет внимания – считай, что и тебя нет.

Девочка на групповом занятии отпросилась выйти к маме – попить. Вернувшись, она села на свой стульчик. «Я уже попила!» - сказала она педагогу, но тот продолжал вести занятие. «Я пришла!» - повторила девочка, но на её слова никто не прореагировал. Девочка никак не могла смириться с тем, что её появление осталось незамеченным. Догадываетесь, что сделала девочка? Она ударила мальчика, сидящего рядом с ней на стульчике, и, получив замечание, успокоилась, довольная тем, что она ЕСТЬ!

Задача родителей: пробудить лучшее, что есть в наших детях. И делать это следует, опираясь на положительные стороны ребенка, побуждая его стремление придерживаться правильной линии поведения. Всем детям хочется радовать взрослых.

Достаточно вспомнить, как светится от счастья ребенок, когда видит, что смог хоть чем-то помочь своим родителям, как радуется словам любви и похвале. Или как старается понравиться пришедшей в гости тёте – показывает ей себя с самой лучшей стороны: привлекает к себе внимание, приносит свои игрушки, услужливо поднимает упавшую на пол салфетку и т.д. Достаточно не забывать говорить о любви, хвалить и уделять внимание – и ребенку не придется проказничать «назло» взрослому.

Другое дело, что нам, взрослым, привычнее замечать негативное поведение, и не обращать внимания (а и вправду, что обращать-то?), когда ребенок не докучает, а делает всё, как надо.


  1. Объяснения, убеждения, внушения.

 Ребенок должен четко знать, что хорошо, а что плохо. Поэтому нужно уделить много внимания показыванию, рассказыванию, обсуждению того, что в нашем обществе считается правильным. Тогда ребенку будет легче ориентироваться во взаимоотношениях с окружающими людьми. Прося ребенка что-либо сделать, надо ясно и доброжелательно выражать свою просьбу, а не говорить это приказным или раздражительным тоном.

Например: «Нам сегодня к доктору. Давай одеваться» (вместо «Одевайся!»). Если ребенок сопротивляется, спросите его, почему он не хочет идти к врачу, выслушайте его возражения, придумайте, как можно убедить, или заинтересовать малыша («Доктор посмотрит тебя и выпишет вкусное лекарство»). Если в поликлинике малыш шумит и не слушает вас, сформируйте правила и свои ожидания («В поликлинике нужно вести себя тихо»).

  1. Физическое воздействие без насилия.

 Бывают ситуации, когда от родителей требуется незамедлительное вмешательство без длительных уговоров и объяснений. Если ребенок не понимает ваших слов, особенно если речь идет о маленьком ребенке, и его действия не этичны (с точки зрения ценностей нашего общества) или угрожают чьему-либо здоровью, необходимо незамедлительно подчеркнуть их недопустимость, применив так называемое «физическое воздействие», сопроводив его коротким комментарием: «Нет, так делать нельзя».

Например, если малыш устроил на улице истерику, можно подхватить его на руки и унести домой. Если малыш бьет вас и не реагирует на ваше замечание – необходимо перехватить его руку.
Если же малыш просто расхулиганился не в меру – можно предложить ему успокоиться, посидев немного на стульчике или посчитать до пяти или десяти.

  1. Естественные последствия

 Очень хорошо, когда ребенок имеет возможность столкнуться с естественными последствиями своих действий (конечно, в том случае, если это не угрожает его жизни и здоровью). Обязанность родителя – предупредить ребенка о возможных последствиях.

В таком случае, ребенок будет знать, что если он поступит так, то может произойти то-то и то-то. Если ребенок всё же решил поступить по-своему и столкнулся с негативными последствиями, не стоит упрекать его: «Ну вот, я же говорила тебе! А ты не послушал!». Это был его выбор, и будьте уверены, он и без вас сделал соответствующие выводы.

Девочка 4х лет ехала с мамой зимой в автобусе. Ей захотелось походить по салону. Мама предупредила дочку, что когда автобус поворачивает – можно не удержаться и упасть. Девочка не послушалась и, как это бывает в подобных случаях, упала на грязный, слякотный пол. Мама помогла дочке подняться и вытереть грязь с комбинезона. Дочка без лишних слов села рядом с мамой и сама сделала правильные выводы: «Лучше по автобусу не ходить…».

Все дети разные, и каждому ребенку в различных ситуациях подойдёт свой приём воздействия. Но действенным он будет только в том случае, если между родителями и детьми будут близкие, доверительные и дружеские взаимоотношения. Тогда ничего специально придумывать и не придётся!

  По данным социологических опросов 52% россиян, воспитывая своих детей, применяют насилие. Очень часто физические наказания становятся традицией в тех семьях, где родителей били в детстве их родители, оправдывая правильность такого воспитания аргументом: и меня отец бил – ничего, хорошим человеком вырос… 
Попробуйте задать себе следующие вопросы:

Приходилось ли вам раскаиваться после того, как вы наказали своего ребенка?

Случалось ли вам извиняться перед ним за свою жестокость или грубость?

Как вы миритесь после ссоры: кто обычно является инициатором

сближения, вы или ребенок?

Необходимо отметить что, физическое наказание является импульсивной реакцией взрослого на проступок ребенка. Времени на обдумывание действий зачастую очень мало – ведь буря эмоций, которые захлестывают, требует незамедлительной разрядки. Получается, что наказания совершаются в моменты раздражения, спешки, усталости, из-за собственной нетерпеливости или плохого настроения. Результат: самочувствие родителя, освобожденного от эмоционального напряжения, немного улучшается, но такое «воспитание» не только расходится с целью, но и приносит вред. А если посмотреть на ситуацию глазами вашего малыша…? Один мальчик сказал: «Мама всегда кричит, если я что-то делаю не так. А от ее крика я еще больше растериваюсь».

Так как же сохранить эмоциональное равновесие в ситуации критического накала?
• В одном случае можно использовать метод тайм-аута. Просто выйти на несколько минут в другую комнату, оставив ребенка одного. Время тайм-аута зависит от возраста: считается, что оставлять ребенка следует из расчета «одна минута на один год жизни», т.е. трехлетнего – на три минуты, четырехлетнего – на четыре и т.п. Пусть даже он плачет. Полезно будет дать выход и своим эмоциям: поплакать, покричать что-нибудь громко, выпить воды, умыть лицо и только потом вернуться в комнату.

• В другом случае – когда эмоции берут верх и «руки чешутся», можно побить подушку, «наподдать» мячу, сломать, разбить что-нибудь менее ценное. Освободить эмоции также можно записывая их - лучше пусть пострадает тетрадь, а не ваш малыш. Бумага все стерпит: ругань, ярость, жалобу.

• Ну а в самую тяжелую минуту, когда силы и терпение на исходе, можно воспользоваться релаксационной техникой: сесть прямо на

пол, прикрыть глаза и представить, что вокруг не стены квартиры, а берег моря, лес – там хорошо и спокойно.

• И самое главное – не пугаться, что не всегда получается контролировать свои эмоции. Держать в голове древнюю мудрость: «Лучше один шаг в правильном направлении, чем десять в неверном».

Применение насилия является признаком беспомощности, признанием того факта, что вы не в состоянии по-другому объяснить ребенку, почему чего-то делать нельзя. Наказывать, значит постоянно подтверждать свою неспособность быть воспитателем. «Насилие – последнее прибежище некомпетентности» – говорил Айзек Азимов.

На самом деле, если ребенок не выполняет свои обязанности или делает это плохо, то этому могут быть три вида причин:

1) он не хочет этого делать;
2) не умеет делать это хорошо;
3) не имеет возможности сделать.

Родитель должен определить - какая из этих причин мешает ребенку. Но если его бьют вместо того, чтобы создавать благоприятные условия для выполнения своих обязанностей, он может сделать вывод: «Мама плохая, она меня не любит, поэтому бьет» или «Я вообще плохой, поэтому меня бьют, а вот моя младшая сестренка хорошая – ее не бьют».

Но как, не применяя насилие физическое или моральное, объяснить ребенку, что можно, а что нельзя делать?

• Родитель, не должен скрывать свои негативные чувства, возникающие вследствие неправильного поведения ребенка: вполне допустимо выражение сожаления, разочарования, досады, гнева. Нормально и даже желательно проявление этих эмоций. Например: «Я раздражена, когда вижу разбросанные игрушки в твоей комнате» или «Мне жаль, что ты сегодня не слушал воспитателя»

• Родитель должен предъявлять четкие, понятные, логичные и разумные требования. Необходимо добиться, чтобы они были осознаны, приняты и соблюдались всегда. Не должно быть дежурных оправданий, позволяющих эти правила регулярно нарушать. А чтобы это стало возможным, правил и принципов надо иметь не много, только самые необходимые.

• Если ребенок сделал что-то не так, поговорите с ним по душам: вспомните свое детство и расскажите историю о том, как когда-то совершили такую же ошибку, а потом раскаялись и изменили свое поведение. Ребенку будет проще признать свои ошибки, не боясь при этом наказания.

И еще: одним из важных социальных навыков, которым должен обладать ребенок, является умение искренне извиняться перед сверстниками или перед взрослыми в том случае, если он провинится перед ними. Причем, извиняться, просить прощения, не унижаясь при этом, а выражая сожаление и раскаяние в содеянном. Здесь хорошим уроком будет пример взрослых - родителей или воспитателей, когда они сами извиняются перед детьми.

Казнить нельзя, помиловать!

Вопроса о наказаниях не обошла вниманием ни одна серьезная педагогическая школа. Ученые мужи уже много веков вдохновенно спорят о том, можно ли шлепнуть расшалившегося ребенка по попе или ему достаточно объяснить, как плохо он себя ведет. Между тем «обычные» мамы и папы, не имеющие отношения к науке, сталкиваются с этим поистине гамлетовским вопросом каждый день. Как найти золотую середину между строгостью и излишней мягкостью.

Вряд ли найдется хотя бы одна семья, которая, решая проблемы воспитания, обходится без физических наказаний. К ним лояльно относятся не только люди, далекие от педагогики, но и учителя, врачи, психологи. Речь здесь не идет о жестоком обращении и физических истязаниях, но пресловутый угол, шлепок по попе – явления достаточно широко распространенные. Мамы, папы, бабушки, дедушки прибегают к ним в качестве дисциплинирующих воздействий, стремясь принудить ребенка делать то, что положено. Вслед за взрослыми дети тоже прибегают к насилию как к способу достижения собственных целей, только они применяют его по отношению к более слабым. Так появляется привычка к агрессивности. Если родители бьют детей, это свидетельствует о полном отсутствии между ними взаимопонимания, любви, уважения. Очевидно, что все воспитательные воздействия не достигают цели, взрослый пользуется правом сильного наказывать ребенка по своему усмотрению. Как правило, такие люди вовсе не хотят причинить серьезный вред своему ребенку, Практически все родители, допускающие физическое наказание по отношению к детям, сами подвергались такому же воздействию в детстве. Они считают, что наказание является единственной эффективной дисциплинарной мерой. Обычный аргумент таких родителей: «Меня тоже в детстве били, и я очень благодарен своим родителям за то, что они сделали из меня человека».

Бывают случаи, когда родители наказывают ребенка, отказываясь выполнять его естественные потребности (лишают обеда, не разговаривают с ним и т.п.). Иногда ребенка не наказывают, а просто запугивают: «Не будешь спать, милиционер придет и заберет тебя!», «Будешь себя плохо вести, отдам тебя тете». Родители и не подозревают, что малыш может принять эти слова всерьез и подумать, что от него отказываются самые близкие люди. Так доверие к родителям будет подорвано.

ПОЧЕМУ СТОИТ ОТКАЗАТЬСЯ ОТ НАКАЗАНИЙ?

Наказание порождает страх. Вы можете так напугать ребенка, что в результате он может даже перестанет вести себя плохо. Но это лишь видимость того, что наказание принесло желаемый эффект. Внимательно наблюдая за поведением ребенка после наказания, вы заметите, что он старается найти способы, чтобы свести счеты со своими обидчиками. Он может дразнить младших братьев, сестер или домашних животных, получать плохие оценки в школе, портить свои или ваши вещи, убегать из дома и забывать о своих домашних обязанностях. Этот перечень негативных реакций на наказания можно продолжать еще долго. Наказывая, вы подменяете внутренний контроль ребенка за своим поведением необходимостью контроля со стороны других людей. Наказание не оказывает никакого влияния на развитие навыка отвечать за свои поступки. Напротив, наказывая, вы устанавливаете такие нормы поведения, при которых провинившиеся дети стараются выйти сухими из воды. А это ни в коей мере не способствует совершенствованию их собственных моральных принципов. Когда вы наказываете, ребенок становится либо чересчур уступчивым, либо слишком упрямым, а зачастую и мстительным. Он сосредоточивается на том, чтобы свести счеты с тем, кто его

наказал, и не думает о последствиях своего недостойного поведения, о том, какой урок необходимо извлечь для себя.

Прямой противоположностью поведения, контролируемого взрослым, является самоконтроль, основанный на ценностных ориентациях самого ребенка. Ребенок учится отвечать за свои поступки сам и ведет себя так, как считает необходимым.

Наказание также несет в себе и другие побочные эффекты. Это занижение чувства собственного достоинства, или поведение, продиктованное чувством страха; это смешанное чувство обиды, нанесенной вам человеком, на любовь которого вы рассчитывали; это укрепление веры в то, что действовать с позиции силы — единственный способ добиться того, чего хочешь. Кроме того, наказание делает ребенка недоверчивым и побуждает скрывать свои ошибки.

Почему вы решили наказать своего ребенка? Задумайтесь, делаете ли вы это со зла, от обиды, Желая отомстить или чувствуя свою беспомощность? Затем остановитесь, успокойтесь и постарайтесь переосмыслить вашу реакцию. Спросите себя: «Так чему же на самом деле я хочу научить своего ребенка прямо сейчас?»

Конечно, в одной лекции не уместить всех аспектов воспитания, и на каждый совет необходимо дать еще сто советов. Но если у вас появилось желание узнать,  как воспитывать без наказания,  то  рекомендую прочитать книгу Кэтрин Кволс «Радость воспитания».    


Речевая азбука


Артикуляционная гимнастика – это гимнастика для губ, языка, нижней челюсти. Научите ребенка перед зеркалом открывать и закрывать рот, поднимать вверх язык, делать его широким и узким, удерживать в правильном положении.

   Быстрая речь неприемлема в разговоре с ребенком. Говорите ясно, четко, называя предметы правильно. Не позволяйте ребенку говорить быстро.

   Всегда рассказывайте ребенку о том, что видите. Помните, что если для вас все окружающее знакомо и привычно, то ребенка со всем, что нас окружает, нужно познакомить. Объясните ему, что дерево растет, цветок цветет, зачем на нем пчела. От вас зависит, будет ли развитым ваш ребенок.

   Главные составляющие красивой речи: правильность, четкость, внятность, умеренные темп и громкость, богатство словарного запаса и интонационная выразительность. Такой должна быть и ваша речь.

   Дыхательная гимнастика важна в становлении речи. Чтобы выработать воздушную струю, необходимую для произнесения многих звуков, научите ребенка дуть тонкой струйкой на легкие игрушки, шарики, кораблики на воде (щеки раздувать нельзя!).

   Если ребенку исполнилось 3 года, он обязательно должен уметь    говорить     фразами.   Отсутствие   фразовой   речи говорит о задержке речевого развития, а отсутствие слов – о грубых нарушениях общего развития.

   Жесты дополняют нашу речь. Но если ребенок вместо речи пользуется жестами, не пытайтесь понимать его без слов. Сделайте вид, что не знаете, чего он хочет. Побуждайте его просить. Чем дольше будете понимать «жестовую» речь ребенка, тем дольше он будет молчать.

   «Золотая серединка» - вот к чему надо стремиться в развитии ребенка, т.е. к норме. Присмотритесь к ребенку. Отличается ли он от сверстников? Не перегружайте его информацией, не ускоряйте его развитие. Пока ребенок не овладел родным языком, рано изучать иностранный (не зря

в двуязычных семьях очень часто у детей наблюдается общее недоразвитие речи!).

   Иллюстрации в детских книгах, соответствующих возрасту ребенка, - прекрасное пособие для развития речи.  Рассматривайте с ним иллюстрации; пусть ребенок отвечает на вопросы.

   Критерии, по которым можно оценить речь ребенка, родители должны знать. Например, нормы звукопроизношения таковы: 3-4 года – С,З,Ц уже должны правильно произноситься; 4-5 лет – Ш,Ж,Ч,Щ; 5-6 лет – Л,Й; до 6 -7 лет допускается замена самого сложного звука Р более простым звуком или его отсутствие в речи.

   Леворукость – это не отклонение, а индивидуальная особенность человека, заложенная во внутриутробном периоде, и не приемлет переучивания. Это может привести к возникновению неврозов и заиканию.

   Мелкая моторика – так обычно называют движения кистей и пальцев рук. Чем лучше развиты пальчики, тем лучше развита речь. Поэтому стремитесь к развитию мышц руки ребенка. Пусть сначала это будет массаж пальчиков, затем игра с мелкими предметами, шнуровки, лепка, застегивание пуговиц и т.д.

   Нельзя заниматься с ребенком, если у вас плохое настроение. Лучше отложить занятие и в том случае, если ребенок чем-то расстроен или болен. Только положительные эмоции обеспечивают эффективность и высокую результативность занятия.

   Общее недоразвитие речи (ОНР) часто встречается у тех детей, которые заговорили поздно: слова – после 2 лет, фразы – после 3. Можно говорить об ОНР, когда у ребенка недоразвитие всех компонентов речи: нарушено звукопроизношение, ограничен словарный запас, плохо развит фонематический слух, нарушен грамматический строй речи.

   Подражание свойственно всем детям, поэтому старайтесь, по возможности, ограничивать общение ребенка с людьми, имеющими речевые нарушения (особенно заикание!).

   Режим дня очень важен для ребенка, особенно гиперактивного. Постоянное перевозбуждение нервной системы, недостаточный сон приводят к переутомлению, перенапряжению,   что,   в   свою   очередь,  может  вызвать

заикание и другие речевые расстройства.

   Соска вредна, если ребенок сосал ее долго и часто, то у него может сформироваться высокое (готическое) небо, что влияет на формирование правильного звукопроизношения.

   Только комплексное воздействие различных специалистов (логопед, врач, воспитатели, родители) поможет качественно улучшить или исправить сложные речевые – заикание, алалию, ринолалию, ОНР, дизартрию.

   Умственное развитие неотделимо от речевого, поэтому, занимаясь с ребенком, нужно развивать все психические процессы: мышление, память, речь, восприятие.

   Фольклор – лучший речевой материал, накопленный народом веками. Потешки, поговорки, скороговорки, стихи, песенки развивают речь детей и с удовольствием ими воспринимаются. Скороговорки развивают дикцию. Но сначала их нужно произносить в медленном темпе, перед зеркалом, четко проговаривая каждый звук, затем темп увеличивать.

   «Хорошо устроенный мозг лучше, чем хорошо наполненный» - эту истину провозгласила еще М.Монтень. Информация, которая сообщается ребенку, должна соответствовать его возрасту и способностям.

   Цветы (ромашки, одуванчики и др.) можно использовать  для развития речевого дыхания. Предлагая ребенку дуть на одуванчик (не раздувая щеки!), вырабатываем направленную струю; понюхать ромашку – вырабатываем речевое дыхание: вдох носом, выдох ртом («Ах, как пахнет!»). Внимание! Детям с аллергией эти упражнения противопоказаны!

   «Часики» - упражнение для развития подвижности языка. Ребенок смотрит в зеркало, рот открыт, язычок тонкий и о выглядывает изо рта. Взрослый задает ритм: «Тик – так, тик – так!», а ребенок качает языком из стороны в сторону. Скорость  можно  менять  в  зависимости от того, как легко

ребенок выполняет это упражнение.

   Шепотной речи тоже нужно учить. Ребенку тяжело менять силу голоса. Следите за тем, чтобы ребенок не перенапрягал   голосовые  складки.   Крик   противопоказан

всем, а особенно детям до 10-12 лет, так как их голосовые складки находятся в стадии формирования.

   Щетка (любая), используемая для массажа пальцев, ладошек, стимулирует развитие мелкой моторики, повышает тонус мышц рук и пальцев. Зубная щетка поможет очистить язык, а также повысить тонус его мышц.

   «Эхо» - игра, способствующая развитию умения менять силу голоса. Вы произносите громко любое слово, ребенок повторяет несколько раз, понижая силу голоса.

   Юла, елка, еж, яблоко – эти слова начинаются с йотированных гласных, сложных для произношения. Обратите на них внимание, они состоят из двух звуков:

Ю=Й+У; Я=Й+А; Ё=Й+О; Е=Й+Э.

   Язык – орган артикуляции. Научите ребенка перед зеркалом поднимать и опускать язык, делать его широким, узким. Достаточно 10-15 мин ежедневных занятий артикуляционной гимнастики, чтобы у ребенка не было проблем с произнесением звуков.



Рекомендации родителям по выбору игрушек

Дети 1-2,5 года:
желательно, чтобы ребенка окружали игрушки из различных материалов - дерева, камня, глины, металла, разных по фактуре тканей и т.п., причем предпочтение желательно отдавать природным материалам и объектам;
различные движущиеся игрушки (каталки, заводные, механические - типа богородской игрушки);
игрушки для построения упорядоченного ряда по возраста­нию или убыванию признака, по размеру - типа пирамидок и матрешек;
игрушки, в которых используются разные принципы извлечения звука, самодельные свистящие, шумящие, гремящие, скрипящие, шуршащие предметы. (Желательно их делать на глазах у детей.)
перевернутые детские формочки, кастрюли, ведра ("ударные");
конструкторы и мозаики;
игрушки контрастных размеров;
игрушки различной формы, в том числе круглые (мячи, шары) и кубические;
качели, прыгунки.




В 2,5-4 года еще добавляются:
разрезные плоскостные картинки, кубики с картинками;
парные картинки;
трехместные матрешки, пирамидки на конусной основе из 5 колец, формы-вкладыши;
2-3 вида мелкой и крупной мозаики (в том числе геометрической);
разнообразные некомплектные конструкторы - без образцов изделий;
игрушки с разным принципом звукоизвлечения - пианино, арфа или гитара, дудочки, гармошка, маракасы и бубен, трещотка, рубель, колокольчики, ксилофон;
пособия для развития мелкой моторики рук - шнуровки, застегивающиеся коврики;
предметы "взрослого обихода", которые можно разбирать на части, - сломанные часы, фотоаппараты;
емкости для хранения мелких предметов - сумочки, кошельки, сундучки, шкатулки и т.п.
машинки крупные и средние, куклы средней величины с наборами одежды, мебели, посуды; наборы для "профессиональных" игр (типа "Маленький доктор");
игрушечные животные (натуральной окраски);
большие мягкие игрушки и напольные подушки, тканевые мячики;
объёмные книги сказок о животных.




В 4-5 лет еще добавляются:
различные куклы, комплекты одежды, посуды, мебель;
игрушечные редкие животные (окраска должна соответствовать природной);
костюмы для ряжения;
коллекции шишек, ракушек, камешков, пуговиц, винтиков и т.п., тематические на­боры открыток, марок, значков;
цифры и буквы (на магнитной доске или пластиковые), азбука на кубиках;
наборы для профессиональных игр (ти­па «Маленький доктор);
дидактические игры «Подбери пару», «Составь из фигур», «Сложи из палочек», ло­то "Зоологическое", "Цветы";
игры "Водоем", "Поймай рыбку", "Кол­пачки" и т.п.

В 5-7 лет еще добавляются:
настольно-печатные игры - лото, пазлы;
настольные игры - домино, шашки, шах­маты;
Танграм;
Мозаики (с графическими образцами различной степени сложности – чертежи/схемы, расчленение на элементы, и т.д.);
Дидактические игры (виды животных, виды растений, виды профессий, и т.д.);
Наборы головоломок (лабиринты, кубик Рубика, проволочные головоломки, и т.д.);
Серии картинок для установления последовательности событий;
Набор объемных тел для группировок (цвет, форма, величина).


Эмоциональные и поведенческие нарушения в детском возрасте

В младенческом возрасте эмоциональными нарушениями являются:

  • Отсутствие “комплекса оживления”, определяющего эмоциональное развитие (это нарушение диагностируется в возрасте 4 месяцев, т.к. ранее это может быть обусловлено индивидуальными особенностями и не свидетельствовать о негативном развитии ребёнка).
  • Запоздалое появление комплекса оживления после 5-6 месяцев
  • Задержка в появлении разнообразных форм внешнего выражения эмоции, отсутствие чётких мимических реакций, в частности, улыбки, которая возникает в 3 месяца.
  • Неадекватная эмоциональная реакция на действия матери (парадоксальные реакция страха и плача на улыбку, поглаживание и т.п.).
  • Апатия и равнодушие ребёнка в ситуации взаимодействия с человеком (в частности, ухаживающей матерью).


На 2-ом году жизни эмоциональными нарушениями являются:

  • Отсутствие эмоционального заражения, которое появляется ещё в младенческом возрасте и выступает основой общения ребёнка со взрослым.
  • Высокая интенсивность и длительность эмоционального заражения, “застревание” эмоционального процесса, который в норме у ребёнка раннего возраста достаточно быстро возникает и исчезает.
  • Отсутствие чётко дифференцированной эмоциональной реакции на различных людей. Ребёнок с нормальным развитием эмоциональной сферы испытывает положительные и более интенсивные эмоции при общении с близкими людьми — прежде всего, с родителями. В норме в конце первого и на втором году жизни важнейшим условием развития симпатии к другому человеку становится уровень активности этого человека в совместной деятельности с ребёнком. Существует достаточно тесная связь между уровнем активности и симпатией. Эмоциональные отношения становятся более дифференцированными и устойчивыми, хотя общение ещё сохраняет ситуативный характер. Так, ласка одного и того же симпатичного ребёнку человека может в одном случае радовать, в другом (если, например, отвлекает от приятного занятия) вызывать недовольство или противодействие.
  • Отсутствие положительных эмоций при появлении новых игрушек.
  • Боязнь безопасных предметов (не больших, не колких и пр.), чрезмерная осторожность не свойственна маленьким детям, что и обуславливает необходимость контроля за действиями ребёнка со стороны взрослых. Появление осторожности в раннем возрасте свидетельствует не о раннем развитии этой характеристики, скорее об эмоциональном нарушении, т.к. в основе лежат иные процессы, нежели в осторожности взрослых людей.
  • Эмоциональная фиксация на каком-либо одном предмете (например: какой-то игрушке). Положительные эмоции при манипулировании предметов являются признаком нормального развития эмоциональной сферы личности ребёнка, но если ребёнок испытывает радость лишь при появлении только одного какого-либо предмета, то это может считаться проявлением эмоционального нарушения. Такую эмоциональную фиксацию необходимо отличать от стремления ребёнка к повторению удавшихся ему действий, которое считается вполне нормальным и даже необходимым в развитии ребёнка, т.к. является проявлением желания ребёнка к продлению удовольствия. Достижение ребёнком хорошего результата ведёт к повторным попыткам с тем, чтобы ещё раз повторить приятный результат активности и пережить положительные эмоции от своего успеха. Это помогает закреплению различных полезных навыков.
  • Депрессия, длительность которой неадекватна силе воздействия. Так, если небольшое неприятное событие (например, “шлепок” со стороны родителей и т.п.) повергает ребёнка в длительное эмоционально негативное состояние, то это свидетельствует о нарушении эмоциональной саморегуляции, которая должна помогать избавляться от ситуативных эмоциональных реакций (гнева, апатии и т.п.).
  • Амбивалентное поведение. Оно может наблюдаться в раннем возрасте и позже. Амбивалентное поведение ребёнка считается нормальным, если оно проявляется в ситуациях социальных ограничений на удовлетворение потребностей (ситуациях “хочу” — “нельзя”. Вне подобных ограничений амбивалентное поведение является признаком нарушений развития. Амбивалентное поведение имеет место в тех случаях, когда ребёнок “мечется”, не знает, что выбрать, колеблется, брать какой-то предмет или нет, проявляя при этом беспокойство, тревогу и др. подобные эмоции.
  • Равнодушие и апатия ребёнка. Чаще всего оно обусловлено социальной, эмоциональной депривацией. Устранение депривации восстанавливает нормальное развитие ребёнка.

Эмоциональные нарушения в дошкольном возрасте.

  • Отсутствие эмоциональной децентрации, которая проявляется в неспособности сопереживать другому человеку. В норме ребёнок, слушающий сказку, идентифицирует себя с главным героем и переживает вместе с ним все коллизии. Эти переживания достаточно точно проявляются в невербальном поведении. Отсутствие эмоциональной децентрации — само по себе негативное явление, но оно ещё и негативно влияет на развитие просоциальной активности и “объединяющих” чувств, регулирующих межличностные отношения. Отсутствие эмоциональной децентрации является более надёжным показателем эмоционального нарушения, чем инертность, фиксированность эмоциональной окраски отражаемого содержания уже в силу значительной индивидуализации динамических характеристик эмоционального процесса. Естественно, что ребёнок, обладающий меньшей подвижностью процессов возбуждения и торможения, будет отличаться и эмоциональным “застреванием”. Соответственно осложняется и диагностика отклонения, ибо регулярная “эмоциональная неадекватность” сможет рассматриваться как аномальная, лишь, будучи соотнесенной, с индивидуальными особенностями нейродинамики психических процессов.
  • отсутствие эмоционального предвосхищения может рассматриваться в качестве показателя отклонения. Без возвращения в прошлое невозможно возникновения стыда, угрызений совести и т.д. Без эмоционального предвосхищения невозможно даже появление того минимума произвольной регуляции, который требуется в ролевой игре. Неразвитость внутреннего плана действий у дошкольников ограничивает диапазон временного смещения, поэтому речь может идти не столько о степени выраженности, сколько о самой возможности эмоционального выделения будущего (а затем и прошлого) или возможностей понимания ребёнком желаний другого человека.
  • Отсутствие синтонии. Под синтонией понимается способность откликаться на эмоциональное состояние другого человека (прежде всего, “близкого”, симпатичного). Синтония является признаком нормального развития  в раннем и дошкольном возрасте.
  • Отсутствие специфического феномена эмоциональной регуляции для дошкольного возраста — “чувства вины, связанного с новым типом самосознания (“это сделал я”) и способностью эмоционально возвращаться в прошлое.
  • Множество негативных эмоций и фобий ребёнка, окрашивающих различные ситуации.



Комментариев нет:

Отправить комментарий